Давным-давно в староглиняные восьмидесятые батя приволок домой очередную стопку книжек, среди которых оказалась одна, надолго запавшая в мой юный мозг. Это была тоненькая книжка про одного туриста. Вообще-то в начале там их было двое - два хороших друга собирались попутешествовать, но в последний момент один из них кажется заблаговременно сломал ногу и не смог участвовать в турпоходе. Поэтому, чтобы другу одному не было скучно в походе, он приготовил ему с дюжину записочек на каждый день путешествия, и в каждой записочке была описана какая-то неприятность, которую нужно было преодолеть. Типа "твой рюкзак упал в реку" или "а сегодня ты обнаружил что забыл палатку". Автор книги оказался отважным авантюристом, и отправился в одиночное путешествие, ежедневно честно доставая записочки из пачки и решая как выдуманные проблемы, так и действительно случавшиеся напасти. А потом свой путевой дневник издал как книжку.
Видать моё скептическое отношение к сурвайвалистическому туризму (кратко иллюстрированное моим микро-сайтиком Joy of Camping) заложилось ещё в детстве. С искренним недоумением я читал о преодолении вымышленных неприятностей, разглядывая колоду карт туриста-выживальщика из той же стопки закупленного в книжном, и удивлялся мотивации таких туристов. Прошло много лет, а я до сих пор признаю только высокоцивилизованный туризм.
А потом я начал смотреть реалити-шоу "Naked & Afraid" на местном канале Discovery, и это пожалуй единственное реалити-шоу которое я смотрел без отвращения, кроме что разве пионерского "За стеклом". Это шоу разбудило во мне то самое детское недоумение.
Naked and Afraid - удивительно примитивное и брутальное шоу: продюсеры выбирают на глобусе какую-нибудь совершеннейшую жопу мира вроде непроходимых южноамериканских джунглей или суровой африканской пустыни и забрасывают туда пару экстремалов - мужчину и женщину - предварительно раздев их донага и вручив им один-единственный предмет, который они взяли с собой в это путешествие. Далее эта пара должна продержаться в диких условиях три недели и в конце этого срока выбраться в назначеную точку для эвакуации домой. В течении двадцати одного для им нужно не сдохнуть от голода или жажды, не сгореть на солнце и не замёрзнуть ночью, не подхватить инфекций или паразитов, не сломать себе конечностей, не стать жертвой какого-нибудь хищника, и самое главное - не убить опостылевшего напарника. В это время в кустах сидят операторы, запечатлевая страдания туристов, но операторам можно вмешиваться только если жизни игроков есть прямая угроза либо если вконец заманавшиеся игроки заявляют о желании перестать мучиться и вернуться обратно к мягкой одежде, тёплому душу, и трёхразовому питанию.
Должен сказать что смотреть за метаморфозами опытных выживальщиков в действительно экстремальных условиях - чертовски интересно. Думаю, со мной согласятся и миллионы телезрителей, выведшие это шоу в топы телевизионных реалити-шоу. И наверняка, многие из них начинают задаваться вопросом "если всё это взаправду - ну не забесплатно же эти авантюристы идут на такое самоистязание?" Оно конечно "страданиями душа совершенствуется", но должна же быть какая-то достойная материальная компенсация мотивирующая человека так страдать. Увы, согласно официальным правилам шоу главный приз - это фирменное огниво за тридцать баксов. А перестать наконец мучаться 24 часа в день - бесценно!
На волне успех продюсеры забубенили ещё одно такое шоу - Naked and Afraid XL, где из уже испытавших себя в нечеловеческих условиях выживальщиков собирают большую команду человек в десять и повторяют эксперимент, но уже на 40 дней, и наблюдают как со временем тает состав команды. Если шоу хотя бы наполовину правдивое (а мне кажется что это так), то наблюдения за психологией в экстремальных условиях могут быть очень познавательными. Когда человек оказывается вне привычной цивилизации - сразу становится видно, какая часть человеческой культуры действительно происходит из "нравственного закона внутри нас", а какая - просто видимость и иллюзия. Лучше же учиться на чужом опыте и не повторять чужих ошибок. Например, не отправляться голышом в джунгли.
Journal information