ReCoder (recoder) wrote,
ReCoder
recoder

  • Mood:

Market for Lemons

Все наверное слышали про кривые спроса/предложения, про то что рынок, предоставленый сам себе (как призывают либертарианцы) сам находит равновесное состояние. Однако всё это так работает, только если обе стороны - и продавцы и покупатели - одинаково оценивают стоимость товара (обычно как производную от его качества). А вот когда рынок становится несимметричным - всё начинает идти вразнос.

Это явление исследовал Джордж Акерлоф (назвав его "Рынком Лимонов") и за свою работу получил в 2001 году Нобелевскую премию по экономике. Он показал механизмы, из-за которых несимметричные рынки имеют тенденцию к деградации и саморазрушению.

Яркий пример - рынок б/у автомашин («выжатые» машины и называли «лимонами»). Источник несимментричности - неспособность среднестатистического покупателя легко отличить хорошую машину от изношеной после косметического ремонта. Что же происходит на таком рынке? Не умея адекватно оценивать товар, покупатель предполагает что все товары примерно средние. Что приводит к недооценке хорошего товара и переоценке "лимонов". Понятно, что из-за этого с рынка начинают вытесняться продавцы качественного товара, потому что они не получают честной цены. Так на рынке остаются худшие товары, а средняя цена - сохраняется. Рынок деградирует.

На самом деле ассимметричных рынков не так уж и мало: это и подержные машины, и экологически чистые продукты, и рынок кредитов/страховки, и долгосрочные сервисы, и наём на работу (рынок труда), и даже брачные стратегии. Основные критерии лимонного рынка:

  • Продавец лучше покупателя оценивает товар перед сделкой
  • Продавцу есть смысл завышать оценку товара
  • У продавца нет надёжного способа демонстрировать качество товара
  • Отсутствие действенной ответственности за качество
  • Отсутствие действенного обеспечения гарантий

Более того - мне кажется, что тенденции одинковы как в случае невозможности адекватной оценки, так и в случае нежелания покупателя заниматься сравнительным анализом (что становится заметно на массовых рынках). Возможно, что именно в этом корень явления "всё массовое неизбежно портится". Кстати, на мой непрофессиональный взгляд, всякая реклама и прочий PR только увеличивает ассиметричность, смещая оценку покупателями от объективных показателей к субъективным.

Бороться с этими явлениями можно в основном введением какого-либо (напр. государственного) регулирования качества. (Пример: Magnuson-Moss Warranty Act) То есть либо введением каких-то объективных стандартов, либо обязательств продавцам "отвечать за базар". Как бы этому не возмущались либертарианцы.

Кстати, интересное приложение этой теории - труд программистов. Признаки лимонного рынка - налицо: работодателю гораздо сложнее оценить квалификацию программиста, чем самому программисту, да и написать в резюме "знаю всё и ещё J2EE" гораздо проще чем всё это проверить. Ну и в результате имеем то что имеем: хороших программеров нанять сложно, а при случившемся росте спроса - поимели бардак, приведший к .com-bust.

Так что пока в IT не будет нормального объективного критерия оценки труда - там так и будет продолжаться бардак и моральное разложение.

Part2: частично эту задачу решают всякие сертификации и дипломы, хотя это и не панацея.

economics

Tags: economics
Subscribe
promo recoder august 1, 12:09 35
Buy for 100 tokens
Не так давно Фейсбук научил меня ещё одной классификации людей, в дополнение к стратегам и тактикам, интерналистам и экстерналистам, и разным морально-политическим приверженцам. Впервые эта классификация описана ещё двадцать лет назад Картером и Сэнджером в книге The Programmer's Stone…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments