ReCoder (recoder) wrote,
ReCoder
recoder

  • Mood:

Q&A Сервисы или FAQ My Life

Попробую сформулировать некоторые идеи, укладывавшиеся годами размышлений на заданную тему.

Как известно, в Интернете (как и в Греции) есть всё. Только это всё очень сложно найти. Глядя на Google понимаешь, что умение хорошо искать информацию - это то что будет определять интернет в ближайшем будущем.

Золотая мечта - уметь получать адекватные вопросы на вопросы заданные на естественном языке - к сожалению малоисполнима. На дворе уже вторая декада третьего тысячелетия, а интерфейс на разговорном языке - по-прежнему удел фантастических фильмов. Дальше всех сейчас похоже продвинулся Wolfram Alpha, который умеет отвечать на довольно заковыристые вопросы, однако на обычных повседневных вопросах он так же легко затыкается. Против нас играют такие особенности человеческого восприятия, как подразумеваемые контексты и прочая невербалика, которые в общем виде плохо поддаются формализации.

Лингвисты пишут десятки научных трудов, придумывая хитрые способы вычисления смысловых контекстов. Программисты давно обещают построение semantic web'a. А воз в общем-то и ныне там. Сложно это - поручать тонкую работу формализации живого языка холодным железякам. У людей это обычно получается лучше.

Любители поисков знают, что зачастую складами житейской мудрости являются различные форумы. Однако находить крупицы адекватной информации в тоннах словесной руды - задача тоже непростая и обычно требующая чтобы вопрос уже содержал 80% правильного ответа. А всё почему? Потому что традиционные форумы не содержат метаинформации, отражающей релевантность единиц информации. И тут мы приходим к нашему венцу эволюции - сервисам вопросов-ответов.

Не знаю, кто был пионером создания сервисов Q&A. В разное время многие из больших игроков открывали такие сайты: Yahoo! Answers, Google Answers, Amazon Askville, LinkedIn Answers, Яндекс 42, Ответы Mail.ru и судьба у них была самой разной. Однако мне кажется, что первым в правильной пропорции соединить все аспекты удалось Джоелю Спольскому и его Stack Overflow.

StackOverflow затем выросла в StackExchange и дюжину разных самопальных её вариантов: Shapado, OSQA, Q2A, Quanda, Cahoots и пр.

Впрочем, были и другие подходы к построению Q&A сервисов. К примеру, Aardvark создаёт своеобразную социальную сеть экспертов, к которой можно подключаться и задавать вопросы, которые он отсылает наиболее подходящему эксперту. WikiAnswers обеспечивает wiki-страницы с вариантами ответов. Hunch пытается выстраивать персонализированную среду для определения контекста при выполнении поиска.

В последнее время появились новые Q&A сервисы, как традиционные вроде PeerPong, AnswerBag, Fluther, Experst123, ChaCha, так и новаторские типа Quora. Facebook задумывает свой собственный Questions. Многие профильные сайты завели себе мини-Q&A, например Mint Q&A или O'Reilly Answers.

Попробую сформулировать основные аспекты идеальной на мой взгляд Q&A-системы:

  • специализация
    Специализация сервиса создаёт так необходимый контекст и повышает релевантность ответов.
  • таксономии
    Различные классификации задаваемых вопросов во-первых, помогают ещё точнее определять контекст, во-вторых упрощают навигацию пользователю, и в-третьих позволяет кластеризовать вопросы (напр. для определения похожих тем). Это могут быть и традиционные теги, и разделение на непересекающиеся области, и деревья тем, и пр..
  • карма
    Введение механизма "кармы" или "пользовательского рейтинга" способствует самоорганизации процесса накопления знаний, выявления экспертов и упрощает борьбу с вандализмом. Рост кармы пользователя постепенно расширяет его полномочия в системе.
  • роли пользователей
    Возможности пользователей должны быть завязаны на значения их кармы, плюс обязательно должен быть штат модераторов, проводящих официальную политику сервиса. (Что бывает при отсутствии этот - можно посмотреть на примере Яндекс-ответов.) В любом случае - должен быть некоторый, хотя бы минимальный, порог вхождения в систему и механизмы выведения нежелательных пользователей из неё.
  • рейтинги вопросов и ответов
    Наличие механизмов для количественного определения популярности вопросов и ответов позволяет определять их ценность и повышать качество поиска в системе, а также бороться со спамом и мусором. Механизмы вычисления рейтингов могут быть как открытыми, так и приватными чтобы усложнять попытки всяческих накруток. Полезными концепциями являются пометка "принятого ответа", означающая что ответ точно отвечает вопросу автора и пометка "дискуссионного вопроса", заранее означающая отсутствие единственно правильного ответа.
  • wiki
    Зачастую разные ответы дополняют друг друга, так что есть смысл объединять их в один совместно-редактируемый ответ, то есть ответом будет являться такая wiki-статья. Естественно, право на заведение и редактирование wiki-ответов даётся только пользователям c соответствующими ролями.
  • анонимки
    Возможно, стоит дать возможность отправки анонимных заметок к вопросу, проходящих обработку модераторами с последующей публикацией или занесением в wiki-ответ. Это позволит как-то использовать основную массу lurker'ов, активно не желающих регистрироваться в системе, но обладающих полезными знаниями.
  • поиск
    Поиск по Q&A-системе может быть вынесен во внешние поисковики (проведением SEO и публикацией sitemaps), так и может быть реализован внутри системы с возможностями уточнения результатов с учётом таксономий.
  • база ссылок
    Ответами на вопрос могут быть и ссылки на внешние ресурсы. Поэтому есть смысл выделить ответы-ссылки в отдельный тип ответов, который однако так же оценивается и обсуждается как и обычные ответы. В результате мы получаем базу полезных ссылок с классификациями и рейтингами и возможность делать специализированный поиск как внутри сервиса, так и снаружи.
  • чаты
    На основе таксономий можно создать систему тематических комнат для живого общения пользователей. Вообще, это направление очень интересное, хотя и потенциально наиболее уязвимое для вандалов.
  • жизненный цикл вопроса
    Вопрос в системе должен иметь свой определённый жизненный цикл, чтобы иметь возможность продвигать с одной стороны неотвеченые вопросы, а с другой - вопросы имеющие чёткие решения. А также надо уметь закрывать вопросы-дубликаты или вопросы с устаревшей информацией.
  • При желании в системе можно устраивать ставшую уже традиционной социальщину: отношения между пользователями, влияние этих отношений на результаты поисков, организацию сообществ внутри системы и т.д.

Кстати - к правильно построенной Q&A-системе очень легко прикручивается контекстная реклама, так что с монетизацией особенных проблем не должно возникать.

Эх, уйти что ли в отпуск на недельку, да наваять себе такой прототипчик? Занятная же картина получается...

» buzz creative

Tags: creative
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments